'Hmm! it smells like elves!' © J. R. R. Tolkien | With all its sham, drudgery and broken dreams, it is still a beautiful world. © L. Nimoy
Мне очень просто описать чувства, вызванные прочтением приключенческой книги, полной экшена, штамповых вечных истин и не особо интелектуального юмора. Действительно, в чем проблема выразить отношение к персонажам, заинтересованность сюжетом и послевкусие от развязки событий? Даже если герой оказывается личностью неоднозначной и уровень приязни/неприязни к нему по ходу событий скачет, ты просто говоришь это вот так, говоришь, что он не так-то прост и категорично оценивать его ты не можешь - чем не характеристика? Но а если сюжет книги - дело десятое, а если великая мораль повествования не лежит на поверхности, более того, если морали и вовсе нет в завершенном виде, а только размышления на пути к ней? Да, что если чтиво не легкая сага о героях или детективный роман? Читать-то и понимать интуитивно, даже делать свои выводы мимоходом - не сложно, коли голова не только в режиме "пожрать" работает. Но целостная картина повествования, глубина мысли и прочие умные забуболины неуловимо от меня ускользают.
!ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!
Чак Паланик, о автор, простите, если я вас не понял. Тем более простите, если даже то, что, как мне кажется, я понял, было истолковано мною превратно. Ваша "Колыбельная" произвела на меня неизгладимое впечетление (всё производила и производила в течении всех трех бессоных ночей, отданых ей, так что я аш чуть не спилась), после огромной паузы в моей читательской карьере эта книга оказалась удачным выбором. Жаль только, захваченая событиями, я так боялась надолго останавливаться, что не давала себе делать паузы в нужных местах, чтобы хорошенько обмозговать изложеные вами мысли (потому что книга художественная, черт возьми, и переживания за героев мешают окунуться в пространные рассуждения). Также мне очень жаль тех, кто, будучи знаком с вашим творчеством, вынужден с вами общаться.
Хотя по моему скромному мнению сюжет "Колыбельной" сам по себе не суть важен, начать стоит-таки с него. Карл Стрейтор - репортер лет сорока, и от его лица ведется последующий рассказ. Карл одинок, замкнут и всё время занимается либо жалением себя (в неожиданно мазохистской форме), либо попытками занять себя чем либо, чтобы не жалеть. По долгу службы Карл исследует Синдром внезапной смерти младенцев. Ежегодно по всему миру около семи тысяч малышей умирает в колыбельке или даже на руках у родителей без видимой причины. Репортер присутствует в местах пяти таких смертей и обнаруживает связующее звено - Колыбельную из книги стишков и потешек со всего света, корни которой восходят к древнему фолькльору. Её пели детям в тяжелые времена: при голоде, или засухе, или если племя разрасталось сверх меры, а так же смертельно раненым или безнадежно больным. Короче, песенка представляет собой гуманный способ убийства, если вы полудикий африканец живущий по законам джунглей. Если же вы не до конца уравновешеный мужчина, потерявший семью при трагических обстоятельствах, свободное время посвящающий ненависти к любой форме шума, если производит его человек, и монотонному протыканию своей стопы мелкими пласамассовыми деталями... ну, вы понимаете. Получив в своё распоряжение древнее заклинание, герой первым делом опробывает его в действии. Потом - чисто случайно - ещё раз. И ещё. И ещё. Пока не осознаёт, что не может контролировать полученую силу и начинает искать помощи. На протяжение книги бороться со звучащим в голове стишком будет методом мысленного счета от одно до пяти, до пятиста, до трех, до сорока, до хрен знает скольки, сбиваясь начнёт счёт изнова, так что количесво строчек, состоящих из цифр и повторяющих друг друга зашкалит. Чуть погодя окажется в компании риелтора Элен Гувер Бойль (её история будет очень похожа на историю самого ГГ), её помощницы Моны и парня Моны, Устрицы. Вместе они отправляются на поиска оставшихся копий книжки, чей изначальный тираж составлял жалкие 500 копий; чтобы не дать чуме смертоносной колыбельной поглотить человечество. Естественно, со временем мы выясняем, что каждый учасник преследует собственные мотивы, среди которых (внезапно) уничтожение человечества и становление новыми прародителями рода людского (ох уж эти хиппи).
Сказать, что Паланик открыл на что-то глаза, выразил до того незнамую мысль означало бы соврать. Потому что нет, ничего сверх-сверх я не нашла. Да, произведение атмосферное, автор умеет красиво изложить мысль и подобрать соответствующие декорации, да, есть над чем задуматься и с чем поспорить. Но ничего революционного, и вообще как-то без души. Погрузиться в атмосферу книги можно, а поверить - нет.
Чего не понимаю, так это сцены описания акта некрофилии. Пардон за мою девственость, но мне не понять, как можно не заметить, что женщина, которую ты трахаешь, мертва?
В целом, читать интересно, если психика устойчива, т.к. написано хорошо, но концентрация нездоровых рассуждений и мелких мерзостей имеется (хотя выглядят они зачастую откровенно демонстративно).